Автомобили шутинг-брейк – уникальный класс с яркими примерами. Shooting brake. Что еще за купе-универсал

В 2013 году прослеживалась тенденция моды на стильные универсалы. Маркетологи даже все чаще начали применять древнее, как мир, определение “shooting brake”. И, наверно, большинство автошоу 2013-го не обходилось без визита на них представителей такой “породы”. Ну, например, показанный в Женеве Aston Martin Rapide или кроссовер Audi Allroad Shooting Brake.

А что, собственно, означает “shooting brake”, вы задавались вопросом? Откуда пошло такое определение и как это выглядит сегодня?

Итак, shooting brake – это, так сказать, стиль/вид кузова авто, который на протяжении истории своего существования подразумевал разное – каждый раз происходило переосмысление того, что же такое “охотничий привал” или “охотничья повозка” (так дословно переводят с английского это словосочетание). К слову, термин “shooting brake” старее самого древнего автомобиля. Его начали использовать в далеком прошлом для обозначения экипажей без крыши, перевозивших увлекавшихся охотой аристократов.

Форм-фактор поменялся, но суть термина осталась неизменной, когда в середине прошлого века под shooting brake стали подразумевать быстроходные трехдверные универсалы, обычно построенные на базе роскошных купе.

Родиной этих автомобилей стала Великобритания.

Опять-таки богачи приобретали себе такие машины для выездов на охоту или другие спортивные мероприятия, связанные с огнестрельным оружием. Эти авто отличал вытянутый багажник. Важно было, чтобы грузовой отсек грамотно, модно и стильно дополнял облик купе. В сам багажник спокойно помещались ружья, палатка, охотничьи собаки, пара друзей (или прислуга) и ящики для трофеев (дичи). Конечно, в большинстве своем, эти авто были для подчеркивания статуса.

Начало

Еще немного ранее. Изначально shooting brake’ами назывались авто, реально предназначенные для охоты, и они выделялись как раз не типом кузова, а его оснасткой. Такие машины чаще всего заказывали себе индийские магараджи. Строились они действительно, в основном, на шасси дорогих английских марок, но в них были кронштейны-фиксаторы для охотничьих ружей и особые подпорки для них же, регулируемое по высоте сиденье для стрелка и мощные дополнительные прожекторы с автономным генератором питания, которые можно было снимать с автомобиля и устанавливать поодаль от него на специальных штативах, а также прочие удобства в том же духе.

Попасть в “грузовую” часть салона “удлиненных” авто можно было или с кормы, или сбоку. К слову, shooting brake’ами называли и первые моторизированные экипажи, предназначенные для сафари. Тогда стрельба из машины была запрещена, поэтому вместо дверей и окон в сафари-варианте были свертывающиеся брезентовые завесы, которые защищали от непогоды и позволяли охотникам быстро и незаметно при необходимости покинуть экипаж.

Несмотря на охотничий бум того времени, чаще всего авто с кузовом shooting brake нужно было мастерить под заказ в специальных ателье или заказывать как более дорогую спецверсию напрямую у компаний-производителей. Как правило, удлиненные корпусы имели деревянную основу, а заднюю часть авто объединяли с багажником.

Со временем у некоторых производителей появились серийные версии автомобилей shooting brake. Они строились на базе серийных авто. На заводе просто удлиняли багажное отделение, обычно оставляя все четыре двери.

В довоенные годы под словосочетанием “shooting brake” стали подразумевать просто роскошные грузопассажирские автомобили (estate cars), построенные по индивидуальному заказу в кузовных ателье на шасси премиальных авто. Обычно для переделки выбирали Rolls-Royce или Bentley. Как пример – Rolls Royce 20/25 Shooting Brake.

Над его кузовом работала в 1930-х фирма Vincents of Yeovil, которая существует доселе, но занимается теперь не “Роллсами”, а продажей авто японских и корейских марок. Экземпляр построен на шасси так называемой “младшей серии” автомобилей Rolls-Royce, которая носила цифровой индекс 20/25. Пассажирская часть кузова сделана из гондурасского и африканского красного дерева. Автомобилей на этом шасси была сделана 81 штука, и только несколько из них дожили до наших дней. Максималка такого авто для охотников – около 80 км/ч.

А в 30-х годах прошлого века классическое понимание shooting brake начало размываться, и впоследствии так называли все грузопассажирские автомобили, вне зависимости от их исполнения. Например, к этой категории стали причислять авто типа station wagon – что-то вроде современных универсалов, которые изначально использовались для перевозки пассажиров и их багажа от вокзалов и железнодорожных станций. Далее shooting brake, station wagon и estate стали обозначать один и тот же тип кузова – «универсал». А потом понятие shooting brake как-то исчезло, и редко, в единичных случаях, всплывало.

Возрождение

Возрождение shooting brake началось в 60-70-х годах прошлого века.

Это были трехдверные универсалы со спортивной внешностью и покатой формой крыши, у которых вытянутые задние боковые окна заменяли привычные двери. Эти авто также обычно строились под заказ на базе быстроходных и роскошных купе, но периодически выпускались и недорогие массовые модели. Так, некоторые хэтчи с удлиненной колесной базой и вытянутой задней частью кузова стали причислять к типу shooting brake.

Как пример shooting brake этой эпохи – Aston Martin DB6 shooting brake. Выпущенная в 1967 году, эта машина позволяла быстро и с комфортом перемещаться на большие расстояния. В движение его приводит 325-сильный 4-литровый мотор, максимальная скорость которого составляет 241 км/ч, с места до сотни можно разогнаться всего за 6,2 секунды.

Еще один пример – Ferrari 330 GT Vignale. Представленная в 1968 году на автошоу в Турине, машина навела много шороху.

Кто-то критиковал авто, а кто-то восхищался им. Тем не менее, это прекрасный пример стремления концерна создать машину, подходящую под требования рынка.

Такой автомобиль довольно просторен и имеет основу “а-ля пикап” с деревянной крышей над багажником, что и создает “эффект” универсала. Внутри - сочетание дерева и железа, вдобавок присутствует кожа. Таким образом, автомобиль одновременно и практичный, и роскошный.

Под капотом – 4-литровый V12 на 305 лошадиных сил. Первую сотню авто набирает за 6,3 секунды. Даже по современным меркам такой показатель считается достойным, что и говорить о конце 60-х годов 20 века.

Ну, и для того чтобы понять все разнообразие shooting brake, еще один пример – Volvo 1800ES. Маленькая и “юркая”, полюбившаяся шведам машинка была основана на стандартном купе 1800 за счет продления задней части. При этом удалось сохранить аккуратный дизайн. Вдобавок авто унаследовало от меньшей версии ряд преимуществ.

Так, автомобиль получился не очень широким и минимально длинным. Салон был рассчитан на 4-х человек, которые с комфортом могли разместиться внутри, а задние кресла легко складывались, что создавало полноценный багажник, как у других универсалов.

В плане мощностей машинке далеко до старожилов рынка вроде Ferrari и Aston Martin. Всего лишь четыре цилиндра на 135 лошадиных сил. Быстротой машина не блещет, да от нее такого и не требуется.

В современном понимании термин shooting brake расширен, чтобы включить целый ряд автомобилей – от пятидверных универсалов до трехдверных моделей, сочетающих черты универсала и купе.

В 2006 году в издании The New York Times заявили, что тип “shooting brake” был задуман “возить джентльменов на охоту со своим огнестрельным оружием и собаками, и хотя дни популярности таких авто угасли еще до Второй мировой войны, в последние десятилетия форма кузова демонстрирует признаки возрождения, ведь автопроизводители стремятся изобрести что-то новое, но теперь уже для охотников за модой”.

Смотрите нашу подборку ведер Shooting Brake, существоваших в реальности и “на бумаге”.

1979 Chevrolet Corvette. Shooting Brake.

Aston Martin DB5. Shooting Brake

Aston Martin Rapide. Shooting Brake

Lamborghini 400GT. Shooting brake.

Aston Martin Vanquish EG. Shooting Brake.

1994 Aston Martin Lagonda. Shooting Brake

201 Bentley Continental Flying Star. Shooting Brake

Callaway Corvette Stingray Aerowagon

Dodge Challenger. Shooting Brake.

Maserati Quattroporte. Shooting Brake.

Если рассматривать историю автомобилей, можно найти множество очень интересных представителей с необычным сегментом. Оказывается, раньше авто были более логичными, изысканными и четко относились к классу. Если перед вами был автомобиль в кузове купе, вы сразу могли это сказать. Если же речь шла о машине класса хэтчбек, это сложно было не заметить. Сегодня седан может оказаться хэтчбеком, а купе - универсалом. Кроссовер часто бывает гибридным классом, а также появилось много новых сегментов. Теперь фактически каждый автомобиль может найти свой небольшой класс и оставаться уникальным. Ранее все было немного иначе. Давайте вспомним такой спортивный сегмент транспорта, как шутинг-брейк (shooting break). Это прекрасный автомобиль, который совмещал преимущества многих видов машин.

По своей конструкции это двухдверный автомобиль, который также нередко обладает всего двумя пассажирскими местами. Транспорт является гибридом универсала и спорткара. Зачастую классические шутинг-брейки имели достаточно длинный моторный отсек, что роднило их со спортивными машинами. Также авто этого сегмента обладали внешним видом удлиненного хэтчбека. Сегодня термин Shooting-break используют для коммерческого названия спортивного универсала. Это не совсем правильно, и сегодня мы докажем вам, что данный сегмент имеет право на существование. Давайте рассмотрим самых интересных представителей класса и покажем необычные возможности этого автомобиля со всеми техническими решениями.

Ferrari 365 Daytona - классика сегмента с невероятными возможностями

Разработка в 1968 году делает этот автомобиль предшественником практически всех спорткаров. Но это был не традиционный спортивный транспорт, а именно машина в кузове шутинг-брейк. Один из старейших примеров современного авто, которое сделало мир немного другим. Сегодня многие берут пример именно с этого автомобиля, который обладает массой технических преимуществ и важных особенностей. Ferrari 365 Daytona обладал такими возможностями своей конструкции:

  • очень вместительный салон - это был единственный автомобиль от Ferrari, который можно было назвать фактически грузовым, если сравнивать с другими предложениями;
  • впервые были применены некоторые черты внешности, которые затем стали классикой спортивного стиля, поэтому многие сегодняшние черты происходят от этого класса;
  • этот гран туризмо предлагал 12-V двигатель с рабочим объемом 4.4 литра, что делало его спортивным вне всяких сомнений, 353 лошадиные силы на то время были космическими;
  • дизайн от Pininfarina получил множество важных откликов, которые сделали Ferrari Daytona классикой, которая никогда не устареет и не станет неактуальной;
  • сегодня лишь несколько сотен этих автомобилей сохранились в идеальном состоянии в коллекциях, хотя тираж машин был достаточно большим и обширным в моделях.

Это один из самых ярких представителей шутинг-брейк. Итальянцы же называли этот класс гран туризмо, так и повелось с тех пор использовать данный термин для универсалов со спортивными возможностями. Вы можете отыскать множество необычных возможностей в достаточно простом, но уникальном на то время авто с необычными чертами. Феррари стал фактически основателем сегмента, но далеко не самым удивительным производителем.

Volvo P 1800 ES - пример для всех времен

Еще один легендарный шутинг-брейк, который стоит рассмотреть сегодня, - это предложение известного шведского производителя Вольво. Машина историческая, и сегодня ценится у коллекционеров не меньше предыдущего экземпляра. Разработана концепция в 1961 году, выпустила компания не так много диковинных авто. Но облик этого автомобиля намного ближе к реалиям эксплуатации, чем у других представителей класса. Главные черты машины следующие:

  • удивительная внешность, очень длинный моторный отсек, достаточно большой кузов, но всего две двери для посадки пассажиров, несколько дискомфортная эксплуатация;
  • прекрасное авто для двоих людей, которые используют машину для дальних поездок, так как комфорт здесь просто удивительный, машина везет мягко и комфортно;
  • учитывая полувековую давность производства, все решения дизайна и функционала транспорта выглядят очень перспективно и интересно, радуют глаз покупателя;
  • полностью стеклянная задняя дверь дала этому представителю шведской семьи автомобилей обидной название - в свое время машину прозвали «гроб Белоснежки»;
  • двигатель очень мощный, было несколько модификаций силового агрегата и КПП, что делает некоторые версии шутинг-брейка на самом деле ценными и очень дорогими.

Компания Вольво пока не продолжает свои идеи в производстве автомобилей, но некоторые из современных универсалов вполне можно назвать именно последователями класса shooting break. Это прекрасная возможность для корпорации развивать успех в данном направлении и предложить покупателями альтернативные и более или менее доступные разработки в этом необычном сегменте.

Aston Martin Bertone Jet 2+2 - пора переходить к современности

Если вы цените только современные и актуальные автомобили, обратите внимание на продаваемый и ныне Астон Мартин Бертон, который есть и в кузове shooting break. Среди важных достижений машины можно назвать популяризацию данного сегмента, пусть производитель и не рискнул выпускать машину крупной серией. В большинстве представителей этого модельного ряда четыре двери для пассажиров, но есть и двухдверные решения. Главные отличия авто от конкурентов следующие:

  • соперников на современном рынке у спорткара Астон Мартин практически нет, поэтому цена взвинчена до невозможности, производство сегодня возможно на заказ;
  • разгон до 100 километров в час занимает у автомобиля 3.4 секунды, двигатель работает на максимум своих возможностей, авто форсировали в лучшем ателье мира;
  • полный привод явно оказывается достаточно интересным решением для транспорта, устойчивость и комфорт поездки значительно повышаются и превращаются в безопасность;
  • мощность в 476 лошадиных сил не кажется чем-то заоблачным, но это вполне необычный транспорт, который требует эксплуатационных решений, а не просто спорта;
  • в интерьере очень много важных отличий от обычных купе, поэтому именно этот автомобиль достоин звания шутинг-брейк, а не других вариантов спортивного класса.

Многие компании сегодня производят концепты в данном сегменте, но лишь некоторые решаются на изготовление серийных авто в данном классе. Нужно помнить о том, что Астон Мартин предлагает такую возможность индивидуально каждому покупателю. Так что, если у вас есть несколько сотен тысяч долларов на автомобиль, и вы непременно хотите стать владельцем shooting break, самое время обратиться непосредственно к заводу для изготовления машины для вас.

Chevrolet Corvette AeroWagon - еще один участник современного рынка

Ограниченная серия необычного Chevy Corvette стала настоящим удивлением для каждого владельца суперкара. Компания не стала выпускать отдельный автомобиль, а предложила желающим переделать свой купе или спортивный седан в шутинг-брейк. Стоимость такой переделки составит 16 500 долларов. В России услуга недоступна, а вот американцы вполне могут воспользоваться такой возможностью. Интересные особенности Chevy Corvette AeroWagon следующие:

  • предусмотрена доработка силовой установки, речь идет о дополнении машины 450-сильным агрегатом или двигателем на 650 лошадок с умопомрачительными возможностями;
  • автомобиль предлагается с измененным кузовом, поэтому в компании производят работы с геометрией и настройкой ходовой части для нового параметра автомобиля;
  • транспорт приобретает совершенно иное поведение, особенности необычного кузова заставляют его изменить повадки и стать более агрессивным на дороге;
  • жесткость управления и всех особенных частей делает авто на самом деле необычным и удивительным, покупатель получает максимум интересных возможностей от авто;
  • это переделка, которая поможет полностью изменить свое отношение к Corvette, получить новые эмоции от управления одним из легендарных американских спорткаров.

Стоит признать, что в России ни одного варианта AeroWagon нет. Поэтому завоз такой машины станет революционным решением для коллекционеров. Скорее всего, на авто получится неплохо заработать, подыскав заинтересованного клиента. Но нужно сказать, что и в Америке сегодня не так много шутинг-брейков данного типа. Так что найти и без проблем привезти машину в Россию будет достаточно сложно. Невозможно даже представить, какой будет цена этого изобретения. Предлагаем посмотреть тест-драйв имитации shooting break от Mercedes:

Подводим итоги

Можно долго обсуждать особенности того или иного кузова в автомобилях разного типа. Но стоит признать, что в большинстве своем транспорт шутинг-брейк обладает уникальными чертами, которые невозможно повторить в ином кузове. Сегодня вы можете найти в предложении именитых производителей универсалы, такие как Mercedes CLS Shooting Break, который очень далек от классики данного кузова. Это автомобиль, который просто использует известное и красивое сочетание слов для продажи своего обычного универсала. Так что настоящий shooting break на рынке более или менее доступных автомобилей нет.

В разные времена производители предлагали различные решения, которые так или иначе оказывались похожи на данный класс. Сегодня также можно найти имитацию шутинг-брейк, но вот истинный класс оказался недоступным и очень дорогим наряду со спорткарами. За этот сегмент берутся только «королевские» производители из сливок автомобильного общества. Поэтому авто становятся коллекционными, а цены на них не сопоставимы ни с каким разумным представлением о покупке автомобиля. А что вы думаете о типе кузова шутинг-брейк?

Посреди далекого провинциального городка, где средний возраст автопарка зашкаливает за 20 лет, а VW Passat B4 – чуть ли не предел мечтаний, CLS в редчайшем исполнении Shooting Brake выглядел инопланетным космическим кораблем.

Однако красота и роскошь этой машины не смогли затуманить глаза нам. За майские праздники мы проехали по семи регионам, подвергнув люксовый универсал 4200-километровым пробегом по российской действительности.

То, что именно Mercedes-Benz возродит подзабытый класс «шутинг брейков», большого удивления не вызвало. В Штутгарте уже собаку съели на отправке в серию экспериментальных проектов прямиком с выставочного подиума, создавая новые типы кузова, а по большому счету – новые тренды в автомобилестроении.

Да и сам термин Shooting Brake (в исторической трактовке – «конная охотничья повозка для аристократов») даже с учетом сугубо практического назначения подразумевает акцент именно на привилегированном слое населения, то есть никакой экономии на роскоши. А в ней уж Мерседес знает толк.

Mercedes CLS Shooting Brake – относительно вольная интерпретация немцами вполне конкретного типа кузова. Придуманные в 60-х годах прошлого века британскими автопроизводителями «шутинг брейки» представляли собой в первую очередь трехдверные (!) универсалы, построенные, как правило, на базе дорогих спортивных купе.

В Германии начала двадцать первого века дверей у модели стало пять, а технической основой послужил комфортабельный седан E-class, лежащий в основе и седана CLS. Но это, что называется, по факту. Глаза видят другое…


Охотничья повозка?! Да припавший на заднюю ось CLS, кажется, сейчас сам прыгнет на жертву! Машины со столь идеально прорисованными формами, филигранно просчитанными пропорциями и утонченно завершенным стилем навскидку даже вспомнить трудно. Хищный универсал нарисован настолько органично, будто это сделано одним взмахом руки!


Особый шик CLS придают двери без рамок, доставшиеся в наследство от седана. Однако если к «четырехдверным купе» уже все привыкли, то на универсале эта особенность смотрится особенно экстравагантно. Да и универсал ли это? Ниспадающая «корма» с клинком боковых окон выполнена настолько изысканно, что относить машину к классу «сараев» язык не поворачивается – Shooting Brake! Наверное, самый красивый универсал российского рынка и один из самых красивых Мерседесов.


А вот внутри глаз радует только роскошь. Стилистически CLS почти полностью копирует интерьер обычного E-class. Зато нестареющая классика в виде отделки из кремовой и темно-коричневой кожи, натурального дерева и металла позволяет проникнуться невероятной атмосферой уюта.



Кинестетики испытают отдельное удовольствие: качество отделки, уровень подгонки и стыковки разнофактурных материалов выше всяких похвал. С наступлением же темноты, когда внутреннее пространство наполняется нежным теплым сиянием бирюзовой подсветки, струящейся из-под панелей, покидать салон CLS и вовсе не хочется… И всё это – базовое исполнение!


К эргономике немецкого премиум-автомобиля, на удивление, есть вопросы. Левая рука со временем всё-таки привыкает управлять аж тремя (!) подрулевыми переключателями, отвечающими в общей сложности за десяток функций.


А вот двенадцать электрорегулировок передних кресел – из разряда «лучшее – враг хорошего». С таким количеством настроек на оптимальное положение тратится много времени, да и в дальнейшем, уже во время движения всё равно пробуешь поймать варианты идеальной посадки, экспериментируя с кнопками фирменного «микрокреслица».


Возможно, это связано с тем, что профиль кресел, что называется универсальный: сиденье чуть шире, чем хотелось бы, а боковая поддержка присутствует, но не навязывается. И только к плотности нет никаких претензий – она идеальна. А ещё оба передних кресла имеют память на три положения, трехступенчатый подогрев и вентиляцию.


Задним пассажирам повезло не меньше. Главное – нагнуться пониже, чтобы не задеть головой ниспадающий оконный проем. В отформованный на двоих диван буквально проваливаешься, как в люльку, попадая в мир мерседесовского комфорта. Сверхпокатая линия крыши – визуальный обман, который никак не сказывается на запасе пространства над головой – его с достатком, так же как и перед коленями. До полной картины не хватает только «представительских» опций вроде подогрева дивана, шторок на окна или мониторов перед глазами.


На удивление, в погоне за красотой и стилем, дизайнеры умудрились не обделить вниманием и багажник. Мало того что его объем достигает 550 литров в номинальном положении и 1 550 литров в сложенном, так ещё в подполье хватило места на 18-дюймовую докатку, сабвуфер и несколько глубоких дополнительных отсеков.


Только вот тем, кто собирается использовать багажник «Шутинг Брейка» по прямому назначению, придётся посочувствовать: даже в грузовом отсеке присутствует отделка из нежного кремового ворса, а хром – не только на порогах, но и на фиксаторах спинок кресел. Забегая вперед, скажу, что закинуть в эту красоту пробитое колесо совесть не позволила – пришлось искать брезентовую подложку.




Традиционно для любой немецкой машины по строго прямоугольному багажнику удобно разбросаны кармашки, сеточки, фиксаторы и крючки для крепления багажа. Электропривод двери багажника на такой машине – само собой разумеющийся атрибут.

Как бы ни выглядел и сколько бы ни стоил автомобиль, а по-настоящему осознаёшь, что находишься в Mercedes-Benz, только в движении. Вот когда Мерседес едет, тогда уж становится совершенно всё равно, сколько там рычажков под рулём, какого цвета интерьер и какое количество лошадей под капотом.


В нашем CLS350, кстати, их ни много ни мало, а 306 штук. Причем на тест нам досталась самая доступная версия с 3.5-литровой бензиновой «шестеркой» и задним приводом. Россиянам также доступны полноприводные CLS350 CDI и топовый CLS500. На вершине гаммы гиперуниверсал CLS 63 AMG о 585 «лошадях».

Но гнать и проверять паспортные 6,1 секунды до «сотни» совершенно не хочется. Из каждого поворота на Shooting Brake неспешно выплываешь, красуясь грацией и формами невероятно красивого белоснежного «тела». Мерседес буквально формирует вокруг тебя ауру мягкости и комфорта, неспешно реагируя на отклонения руля, плавно – на нажатие педалей и очень тихо – на проезд неровностей.


При этом, несмотря на проигрыш в габаритах, CLS не сильно уступает старшему S-class в солидности, а уж во внимании окружающих переплёвывает на порядок – где бы «Шутинг Брейк» не появлялся, мгновенно становился шоу-стоппером!

Но обитателям салона до того, что творится снаружи, нет никакого дела. Mercedes полностью и по всем фронтам изолирует водителя и пассажиров от внешней среды. Великолепная шумоизоляция, тонировка «в ноль» и невероятная плавность хода. Единственное, что хочется сделать – поскорее отыскать любимую композицию в трек-листе. Превосходная акустическая система Harman/Kardon окончательно отрешает от бренности суетного мира за окном.


Но стоит только посильнее надавить на акселератор и… нет, Мерседес не начинает напористо разгоняться, не уходит «в точку», не вжимает в спинку кресла. Вернее, да, всё это так! Только слова совершенно не те…

CLS Shooting Brake превращается в пожирателя пространства и времени. Каждое ускорение дарит какое-то удивительное чувство нереальности происходящего. В один миг пейзаж за окном размывается, а дорога, уходя к горизонту, сужается в единую линию. И всё это при феноменальной курсовой устойчивости и почти полной тишине – только приглушенное благородное урчание V-образной «шестерки».


В такой атмосфере любое расстояние сокращается вдвое, заставляя включать в план путешествия всё новые и новые места. Неудивительно, что за девять дней теста мы умудрились проехать на Mercedes-Benz 4 200 км по семи регионам, практически не заметив этого.

Эластичность 3.5-литрового мотора превосходна. В паре с семиступенчатым «автоматом» 7G-Tronic всегда и на любой скорости Мерседес понимает желания водителя с полуслова, а вернее, с полудействия. Однако есть одно «но». Автомобиль всегда должен быть в Sport-режиме.



По большому счету, никакой реальной «спортивности» в машине не появляется. Просто на фоне крайне размеренного режима Eco, в котором Мерседес пребывает по умолчанию, реакции машины становятся линейными и четкими. Такими, какими надо!


При этом расход топлива остаётся на вменяемом уровне. При крайне активных шоссейных прострелах CLS потребляет около 10-11,5 литра на 100 км пути. При 80-литровом баке это дарит очень хорошую автономность хода.

В реальность происходящего возвращает дорожный трафик и… отечественные дороги. К сожалению, на нашем автомобиле не оказалось фирменного активного «круиза» Distronic Plus, так что отвлекаться на торможение перед фурами приходилось чуть ли не чаще, чем разгоняться.


В октябре 2004 года компания Mercedes-Benz запустила в производство автомобиль, который до сих пор вызывает зависть у конкурентов. Разумеется, речь идёт о модели CLS.

За изящество форм и стремительность линий с чьей-то лёгкой руки красивый седан окрестили 4-дверным купе. Возник новый сегмент автомобильного рынка. Многие производители автомобилей попробовали повторить подвиг Mercedes-Benz, однако ничья попытка не вышла настолько удачной.

В частности, фирма Porsche выпустила 4-местную модель Panamera. Машина имеет комфортабельный салон и обладает хорошими ходовыми качествами. Нельзя игнорировать тот факт, что Panamera чрезвычайно успешно продаётся по всему миру, особенно в США. Это притом, что её внешний вид вызывает большое количество негативных комментариев.

Автомобиль Aston Martin Rapide, напротив, практически безупречен с эстетической точки зрения. И ездит он так, что британская фирма отправила его на 24-часовой марафон Нюрбургринга. Однако заднее сиденье этого красавца вмещает только подростков. К тому же забираться на него весьма сложно. Эти неудобства порождают вопрос о том, стоило ли вообще «городить огород»?

Самый главный конкурент Mercedes-Benz, компания BMW, два года подряд привозит в Китай концептуальные образцы большого 4-дверного купе, но упорно хранит молчание по поводу планов запуска в серию подобных моделей.

А с конвейера завода в Зиндельфингене (Sindelfingen), в Германии, совсем скоро сойдут первые экземпляры Mercedes-Benz CLS уже второго поколения.

Аутентичное представлениеСотрудники немецкой компании готовятся к премьере сами и загодя подготавливают общественное мнение – вторую задачу иногда решают нетривиальными способами.

К автошоу в Детройте дизайнеры Mercedes-Benz приготовили не концепт-кар и не прототип автомобиля, что от них можно было ожидать, а скульптуру, хотя и выполненную по профильной тематике. Когда смотришь на это произведение искусства, создаётся такое ощущение, как будто автомобиль вырастает из земной глубины. Хотя у кого-то, возможно, возникнут другие ассоциации: с песчаными дюнами или сугробом, горячей лавой или ртутью.

«Многие наши дизайнеры происходят из художественных семей, имеют творческие амбиции и нашли своё место в автомобильном дизайне именно благодаря художественному таланту», — поясняет, чем обусловлен подобный выбор экспоната, проф. Горден Вагенер (Gorden Wagener), руководитель дизайнеров компании Mercedes-Benz.

Однако, несмотря на то что формы автомобиля, представленного столь сложным и закодированным образом, улавливаются весьма смутно, внимательный и неравнодушный к бренду Mercedes-Benz наблюдатель может увидеть за шифром продукт, создание которого приближается к концу – а именно, модель CLS второго поколения.

Техника для европейцевВо время следующего автосалона мирового значения, в Женеве, на стенде компании Mercedes-Benz не было образцов, каким-либо образом связанных с новейшей версией CLS. Хотя экспериментальный автомобиль F 800 Style и продемонстрировал некоторые элементы дизайна, которые в недалёком будущем станут характерными для стиля Mercedes-Benz, его главная задача была не художественной, а больше технологической.

Этот пятиместный седан был построен на уникальной мультиприводной платформе, подходящей как для автомобилей на топливных элементах, так и для гибридных приводов Plug-in. В обоих случаях получаются экологически безопасные автомобили премиум-класса, отличающиеся к тому же, по заявлению компании Mercedes-Benz, великолепной динамикой.

Но на платформе F 800 были показаны технологи не сегодняшнего дня.

Brake & BreakВсё изменилось на Пекинском автосалоне. Инженеры Mercedes-Benz заявили о том, что оптимизированные двигатели внутреннего сгорания по-прежнему имеют преимущества по сравнению с любыми другими силовыми приводами, не забыв напомнить о том, что они решающим образом влияют и на эффективность гибридных систем. Да и концептуальный автомобиль, представленный в Китае, судя по всем признакам, фактически готов стать на конвейер.

Речь идёт о весьма интересном 5-дверном и 4-местном спортивном универсале, для обозначения которого в компании Mercedes-Benz решили использовать загадочный термин Shooting Break (а не Shooting Brake). И здесь нет никакой ошибки.

Словосочетанием Shooting Brake прежде обозначались английские «утилитарные» транспортные средства, созданные на базе роскошных автомобилей, в частности, на шасси Aston Martin. Их использовали для поездок к местам активного отдыха. Охоту стоит рассматривать лишь как один из многих вариантов такого времяпровождения.

Концепт, показанный компанией Mercedes-Benz на автосалоне в Пекине, является как раз отражением взгляда немецких дизайнеров на автомобили подобного типа. Наибольшая разница заключается в 5-дверности немецкой версии (британские машины имеют 3-дверный универсальный кузов). Впрочем, и с 3-дверным вариантом в компании Mercedes-Benz также экспериментировали – в сентябре 2008 года фирма представляла концепт Fascination.

Break – омоним слова Brake. Когда-то такое имя дали экипажам, в которые запрягали диких лошадей, чтобы их объездить: break – сломить волю.

В итоге дизайнеры Mercedes-Benz решили, что автомобиль, который используется для выезда на охоту (условный термин), можно называть как Shooting Brake, так и Shooting Break. И предпочли собственный вариант.

Купе плюсИдеологическое родство с британскими машинами является лишь одной из сторон проекта 5-дверного Shooting Break. Новый автомобиль Mercedes-Benz, прежде всего, продемонстрировал дальнейшее понимание дизайнерами немецкой компании возможного направления развития концепции купе. Дизайнеры из команды профессора Вагенера хотели доказать, что элегантность, мощь и практичность могут соседствовать и что последнее из перечисленных качеств совсем не обязательно является результатом компромисса как в стиле, так и в динамике вождения.

У дизайнеров всё получилось, или почти всё.

Автомобиль Mercedes-Benz Concept Shooting Break выглядит стремительным, если смотреть на него сбоку, и кажется весьма элегантным при виде сзади.

Дизайн передней части автомобиля является совершенно новым, но в то же время в нём используются элементы, отсылающие к суперкару SLS AMG – это решётка радиатора с большой трёхлучевой звездой и горизонтально расположенными планками-крыльями.

Несколько искусственно выглядят фары головного освещения. Скорее всего, по той причине, что светодиоды (а вся светотехника этого концепта построена исключительно из них) дизайнеры вписали в блоки фар, имеющих вполне традиционную форму.

Купе-универсал Shooting Break своими размерами отличается от нынешней версии CLS. Имея общую длину 4961 мм и высоту 1445 мм, концепт несколько длиннее и чуть выше, чем текущая модель. С учётом современных тенденций дизайна, его ширина почти на 8 см больше – она достигает 1951 мм.

Точно такие же размеры должен иметь новый 4-дверный автомобиль Mercedes-Benz CLS, премьера которого должна состояться в сентябре этого года на автосалоне в Париже. Так же, как и новый седан CLS, универсал Shooting Break построен на платформе E-класса с колёсной базой на 20 мм большей, чем у старой версии CLS, и равной 2874 мм.

Уют салонаПо замыслу дизайнеров компании Mercedes-Benz экстерьер концепта Shooting Break должен был стать эмоционально привлекательным (эта черта теперь будет характерной для всех автомобилей этой марки). И он является таковым!

Вдобавок к этому сквозь элегантную, хотя и не лишённую мускулистости, внешность купе-универсала отчётливо (но не грубо) проступает его технический потенциал.

И совсем другое впечатление производит интерьер этого автомобиля!

Он встречает вас комбинацией мягких форм и натуральных материалов невероятно тёплых оттенков. Наиболее сильное впечатление производит сочетание кожи двух цветов – тёмно-коричневой и нежно-кремовой. Этот светло-кремовый цвет в компании Mercedes-Benz называют «фарфоровым».

Общее ощущение необыкновенного уюта усиливают деревянные отделочные панели. Необычная текстура шелковистого дуба своей неожиданной красотой может свести с ума, но на самом деле действует успокаивающе.

Из такой же древесины сделан пол багажного отделения. Поэтому радует, что пол защищён загрузочными планками из алюминия. В чём-то такое решение напоминает подход, используемый при строительстве яхт.

Четыре отсека (по обеим сторонам багажного отделения) используются для хранения мелких предметов. Они также обшиты кожей.

На автосалоне в Пекине дизайнеры Mercedes-Benz не удержались и проговорились о том, что интерьер Concept Shooting Break представляет собой почти точную копию салона будущего серийного автомобиля Mercedes-Benz CLS (купе-седана).

Только этот факт толкает на то, чтобы провести незамедлительную ревизию своих банковских счетов и деловых операций. Смущает всего лишь одно обстоятельство. Этот автомобиль настолько уютен, что в нём хочется жить. Но стоит ли на такой машине ездить? Или так и сидеть, оставаясь на месте, утопив босые ноги в мягком ворсе напольного покрытия от мануфактуры Maybach, в тишине и покое?

Утвердительный ответ на поставленный вопрос дают конструкция и форма четырёх индивидуальных сидений, а также выверенное расположение всех органов управления. И он подкрепляется весомыми техническими аргументами.

Новый моторНа концепте Shooting Break, побывавшем в Пекине, был установлен прототип одного из двух новых V-образных бензиновых двигателей Mercedes-Benz, серийное производство которых начнётся в третьем квартале этого года на заводе в Бад Канштатте (Bad Cannstatt), в Германии.

Наверное, имеет смысл напомнить, что Бад Канштатт является колыбелью не только немецкого, но и всего мирового двигателестроения – как раз здесь уже 125 лет назад Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) и Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach) построили свой мотор.

Семейство двигателей Mercedes-Benz V6 и V8 будут собирать на заводе, официально открытом в 1997 году и значительно расширенном в 2004 году.

Стоит отметить, что помимо сборки моторов на этом же предприятии осуществляется и механическая обработка их ключевых деталей. Да и остальные компоненты поставляются с заводов, расположенных недалеко, в Германии – в Гамбурге (Hamburg), Берлине (Berlin) и Унтертюркхайме (Unterturkheim).

Новейший бензиновый безнаддувный V-образный 6-цилиндровый двигатель фирмы Mercedes-Benz, имеющий рабочий объём 3499 куб. см, развивает мощность до 220 кВт (306 л.с.) и крутящий момент до 370 Нм, доступный в диапазоне от 3500 до 5250 об/мин.

Радует и топливная экономичность. Седан S 350 с новым мотором V6 потребляет в среднем всего лишь 7,6 л на 100 км при уровне выбросов CO2 177 г/км – весьма неплохой показатель экономичности для двигателя, развивающего столь солидную мощность.

Самым большим изменением в конструкции 6-цилиндрового мотора по сравнению с его предшественником является уменьшение угла развала блока цилиндров с 90 градусов до 60 градусов. В первую очередь это привело к снижению вибраций коленчатого вала и способствовало улучшению комфорта.

Мощность повышали, а топливо экономили буквально по крупицам. Однако среди, наверное, нескольких десятков инженерных инноваций стоит выделить наиболее важные технологии. К таким новинкам относятся система мульти-искрового зажигания и система прямого впрыска топлива с пьезоэлектрическими форсунками, технология Старт/Стоп, а также новый и более компактный механизм регулировки фаз газораспределения.

Большой объём работ был проделан ради уменьшения потерь в целом и снижения трения в частности, а также ради оптимизации работы всех вспомогательных устройств. К таковым относятся: водяной насос, масляный насос, топливный насос высокого давления, «интеллектуальный» генератор.

2 млн часов компьютерного моделирования, 52 тыс. часов стендовых испытаний и 7 млн км испытаний дорожных – красноречивее этих цифр нет ничего.

Результат мы уже знаем: у нового мотора в сравнении с его предшественником на 34 л.с. (на 11 %) выше мощность и на 2,4 л (почти на 25 %) ниже расход топлива.

Седан и универсалПосле завершения обширной программы испытаний оба V-образных мотора нового семейства Mercedes-Benz (атмосферный 6-цилиндровый и 8-цилиндровый, оснащённый турбонаддувом, развивающий 435 л.с. и 700 Нм) готовы к запуску в серийное производство. Как готовы и новые автомобили, для которых эти двигатели (помимо других машин) предназначены – 4-дверное купе CLS и 5-дверное купе – приемник Concept Shooting Break, показанного в Пекине.

Впрочем, некоторые издания, рассказывающие об этой паре моделей, используют другие термины – «купе-седан» и «купе-универсал». Хотя, кажется, было бы лучше назвать одну машину спортивным седаном, а другую – спортивным универсалом. Однако запутали всё не журналисты, а компания Mercedes-Benz.

Хорошо информированное американское сетевое издание Edmunds.com полагает, что существует большая вероятность серийного производства обеих версий автомобиля и называет их внутрифирменные обозначения: код седана – С218, концепта – X218.

Как сообщает всё тот же сетевой ресурс Edmunds.com, Председатель Mercedes-Benz Дитер Цетше (Dieter Zetsche) уже давно хочет выпустить 5-дверный автомобиль. Мало того, ещё в 2003 году дизайнеры Mercedes-Benz делали подобную машину, но её по неизвестным причинам даже не показали публике, заменив 4-дверным вариантом. Возможно, что тогда не пришло время. Но сейчас ситуация быстро меняется. Спрос на универсальность или, если хотите, универсальную мобильность растёт во всём мире.

Автомобиль Mercedes-Benz Concept Shooting Break предлагает как раз это. Его кузов не только невероятно удобен для экипажа, состоящего из четырёх человек, но также позволяет размещать без проблем самую разнообразную поклажу.

Новейшие двигатели в сочетании с усовершенствованной автоматической коробкой передач 7G-Tronic обещают (помимо сохранности окружающей среды и экономии топлива) достойную динамику. А шасси Shooting Break гарантирует спортивность, чуть разбавленную вальяжностью – примерно такое поведение характерно и для нового кабриолета Mercedes.

Возможно, ситуация относительно серийного производства спортивного универсала окончательно прояснится в Париже. Скорее всего, этот автомобиль попадёт в модельную линейку уже 2012 года.

Стиль MercedesАвтомобили, используемые для отдыха – и для активного отдыха в первую очередь – часто связывают своего владельца и его друзей с другими видами транспортных, а точнее транспортно-развлекательных средств: яхтами или катерами, вертолётами или самолётами, мотоциклами или гидроциклами, квадроциклами или снегоходами и.т.п. Всё это относится к стилю и образу жизни тех или иных людей. Во время работы над проектом Mercedes-Benz Shooting Break Горден Вагенер и его коллеги в очередной раз подумали об этом и решились на важный шаг – создание студии, которая позволила бы вывести их творчество за рамки автомобилей и распространить его на другие области, прежде всего на те, которые названы чуть выше.

У новой студии дизайна есть две главные задачи. Первая заключается в расширении сферы влияния стиля Mercedes-Benz. Ведь первоначальный смысл «Трёхлучевой Звезды» и заключается в мобильности на земле, на воде и в воздухе. А с другой стороны, от работы с новыми для себя продуктами дизайнеры будут черпать вдохновение, которое перенесут на главное – на автомобили.

Новую студию назвали Mercedes-Benz Style.

Новое подразделение Mercedes-Benz уже выработало и основные принципы своей работы. Команда работает только с солидными заказчиками и партнёрами. Все её проекты должны соответствовать единому стилю Mercedes-Benz и сохранять, безусловно, высокое качество.

Первый шагСтиль Mercedes-Benz ценится во всём мире, и поэтому заказов ждать не пришлось. В настоящее время новое подразделение разрабатывает экстерьер роскошной яхты.

А немногим более двух недель назад, 4 мая, в Женеве, на выставке деловой авиации (European Business Aviation Convention & Exhibition 2010 – EBACE) был представлен первый законченный продукт студии Mercedes-Benz Style – модификация вертолёта EC145 франко-германской фирмы Eurocopter, предназначенная для корпоративных и VIP клиентов.

Базовый вертолёт EC145 хорошо подходит для компании Mercedes-Benz, так как является лидером в классе средних 2-двигательных вертолетов. Он содержит последние конструктивные инновации компании Eurocopter, а также решения в авионике и электронике. Данный вертолет имеет бесшарнирную роторную систему и усовершенствованные лопасти несущего винта, которые обеспечивают ему низкий уровень шума и вибрации, допускающие эксплуатацию машины в городских условиях.

Интерьер специальной модификации вертолёта EC145 Mercedes-Benz Style обладает всеми атрибутами стиля и роскоши, которые можно ожидать от автомобиля Mercedes-Benz. Роскошная обивка сидений доступна в нескольких цветовых гаммах. На потолке и на полу используются дорогие породы древесины. Плафоны для освещения салона дизайнеры позаимствовали у автомобилей S- и E-класса.

При разработке салона, который может вместить до восьми пассажиров, дизайнеры Mercedes-Benz Style выбрали модульный подход. Сиденья установлены на рельсы, поэтому их можно быстро и легко перемещать, либо же удалить вовсе. В трёх многофункциональных коробках спрятаны охлаждаемый бокс, подстаканники, 15-дюймовый монитор и DVD-плеер. В перегородку, отделяющую кабину пилотов от пассажирского салона, вмонтированы ящики для вещей. В ней имеется полностью убирающееся стекло.

Для перевозки багажа можно использовать хвостовую часть вертолёта. Здесь можно перевозить клюшки для гольфа, велосипеды или доски для серфинга – для всех этих вещей предусмотрено множество креплений.

Продажи вертолета EC145 Mercedes-Benz Style начнутся в четвертом квартале 2011 года.

Так что совсем скоро, пересаживаясь из автомобиля Mercedes-Benz Shooting Break в салон вертолёта Eurocopter EC145 Mercedes-Benz Style, вы обязательно заметите милые вашему сердцу приметы и даже почувствуете любимые запахи. А потом наступит тот час, когда к паре любимых вами вещей прибавится и элегантная моторная яхта.

Что такое Shooting-brake (шутинг-брейк)? Это двухдверный универсал! Хотя сто лет назад в журнале «Коммерческий транспорт» такой тип кузова описывали так: «8 мест, включая водителя, багажник, вмещающий 4 ружья, патроны, провизию и пару чемоданов». Сегодня это понятие несколько изменилось, пишет «Топ Гир ».

Во-первых, это двухдверное купе-универсал, в которое влезает максимум 5 человек. Во-вторых, на охоту на нем уже не поездишь. В-третьих, смену ружьям пришли клюшки для гольфа, а патроны и чемоданы уступили место дизайнерским сумкам из дорогой кожи.

С другой стороны, «шутинг-брейк» стал самым красивым автомобильным кузовом. С этим трудно посмотрить. Например, серийный F-Type выглядит потрясающие. Версия купе еще великолепнее. Но когда малазийский дизайнер Тео Чина представил родстер в кузове Shooting-brake, мы просто потеряли дар речи. Кстати, его предшественик, E-Type, в таком кузове уже был.

Давайте вместе вспомним ТОП10 лучших Shooting-brake.

Ferrari FF

6-литровый V12, полный привод, злая ухмылка на морде и главное - до 800 литров багажного объема! Идеальный автомобиль на каждый день? Не спешите радоваться: с багажником ребята из Маранелло схалтурили. Где ровный пол? Где сеточки для мелочевки?


Callaway AeroWagon
Добавите к цене нового Corvette еще £9,100 и... ничего не получите: ни больше места, ни больше скорости. Зато ваш Stingray станет похож на FF, а обойдется куда дешевле.



Mercedes CLS63 Shooting Brake
Не автомобиль, а самая настоящая яхта. Вместо багажника у него грузовая палуба, и едет он, словно плывет. Быстро. Очень быстро.



Fisker Surf
Если Karma красив, то Surf - бесподобен. Всего на 35 кг тяжелее, но куда вместительнее. Пойдет ли он в серию? В свете последних событий - вполне возможно...



BMW Z3M Coupe
Пусть вас не обманывает размер - это самый настоящий шутинг-брейк. А еще это одна из самых драйверских тачек на свете!



Volvo 1800ES
Вид сзади ничего не напоминает? Да, именно он считается предшественником C30. 1800-й стал одним из первых быстрых Volvo - чуть больше 9 секунд до сотни. Весьма неплохо для 70-х!



The Beast
Под капотом авиационный 27-литровый движок, мощностью под тысячу лошадей и с максималкой под 300 км/ч. Вершина пищевой цепочки. Тиранозавр среди травоядных. Самое настоящее чудовище...



Reliant Scimitar GTE
Джереми Кларксон обожает Reliant: ни одна тачка в мире не подходит для автофутбола лучше Robin. Scimitar не так забавен, зато красив и быстр. Он был так хорош, что продержался на конвейере целых 32 года.



Aston Martin Virage Shooting Brake
Aston Martin - один из ветеранов шутингбрейкостроения. Можно вспомнить хотя бы DB5 и Lagonda... Но у Works Service получился один из самых крутых «Астонов»! И один из самых дорогих: в 1992 он стоил баснословные £165,000. Ох...