Освещение и свет в фотографии. Виды освещения в фотографии Работа со светом в фотографии

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

Поговорим о главном в фотографии - о свете. Именно посредством света фотограф «рисует» свои изображения. Недаром слово «фотография» означает «писать светом». Как у любого инструмента, у света есть свои технические характеристики, из которых для фотографа важны интенсивность, направленность/рассеянность и спектральный состав (цветовая температура). Умелому их использованию и посвящена основная часть нашего урока фотографии.

Прежде чем перейти к практической работе, отметим несколько очень важных моментов, связанных с тем, что человек воспринимает свет иначе, чем фотоаппарат:

· Зрение процесс психофизиологический. Глаз не просто воспринимает световой поток, он обрабатывает его интеллектуально. Сознание зачастую «достраивает» то, что на самом деле человек не видит или корректирует воспринимаемую световую картину. По принципу: «Я вижу то, что есть, и так, как должно быть».
Фотоаппарат, каким бы «интеллектуальным» он ни был, на это не способен, он фиксирует лишь то, что «видит» объектив. Слабо освещенный лист белой бумаги для человека будет белым, а на фотографии получится серым, и наоборот, ярко освещенный объект серого тона на фотографии станет белым.
Например, вы снимаете портрет в рассеянных кроной дерева лучах, и в кадр попадает ярко освещенный зеленый лист на фоне притененной белой стены. Для человеческого глаза в кадре будет зеленый лист на белом фоне, а на фотографии, скорее всего, получится белый лист на серой стене.
Любое контрастное для человеческого глаза освещение для камеры будет суперконтрастным.

· Глаз работает в режиме «интеллектуальной видеокамеры» с быстро обновляемой «картинкой», благодаря этому даже слабо освещенный движущийся объект «не смазывается». В фотоаппарате снимок формируется накоплением светового потока в одном фиксированном кадре, поэтому при больших выдержках движущаяся «картинка» получается смазанной. К стати, совершенно неважно движется изображение в кадре или «шевелится» сама фотокамера, «смазанность» будет тем больше, чем выше скорость перемещения изображения или продолжительнее выдержка. Первый навык, который нужно довести до автоматизма: нажимая на кнопку спуска, не шевелить камеру. Потренируйтесь без пленки, контролируя движение пальца и неподвижность рук.

· Глаз имеет намного больший динамический диапазон, чем фотоаппарат**.
Мы видим огромное количество оттенков серого и в светлой и в темной областях одновременно. Фотоаппарат же, в зависимости от выбранной экспозиции, может хорошо передать градации полутонов в светлой части и тень как сплошное черное пятно или, наоборот, проработает тени, забелив светлую часть. Можно сосредоточиться на средней части, тогда будет «завал на полюсах» в светах и тенях.
Многое, конечно, зависит от чувствительности фотоматериала. Очень немногие фотопленки способны зафиксировать изображение в светодинамическом диапазоне порядка 124 оттенков - примерно столько различает человеческий глаз. (Подробно о фотопленках мы писали в майском номере журнала.) Еще хуже ситуация с динамическим диапазоном у цифровой фототехники. Зрение имеет высокую адаптивность к цвету светового потока. Спектральный состав света может быть очень разным, это хорошо понятно на примере раскаленного металла - от густо-оранжевого до белого в синеву. Говоря о цвете светового потока, используют понятие «цветовая температура» (см. журнал «Фотодело» № 6, 2003 г.).
* Светом принято называть электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нанометров. Только в этом диапазоне глаз может воспринимать электромагнитные волны. Волны за пределами этого диапазона называются инфракрасными и ультрафиолетовыми.
** Динамический диапазон - это разница между самой светлой и самой темной точками изображения. Иначе, способность воспроизводить определенное число полутонов между абсолютно черным и абсолютно белым.

Об этом можно много говорить, но нам важно только то, что светочувствительные материалы объективно передают цветовой состав света, а человек видит с большой корректировкой. В человеческом сознании вырабатывается и закрепляется устойчивое представление об определенном цвете как устойчивом признаке привычных объектов, поэтому белый лист остается таковым и под светом ясного неба и при свете свечи. На пленке же он получится соответственно синеватым и желтоватым. Для правильной передачи цвета нужно пользоваться пленкой для дневного света или искусственного (с пометкой Т). Здесь есть преимущество у цифровых фотоаппаратов, способных подстраиваться под изменение света, меняя «баланс белого».

Цветовая температура, длина волны и цвет светового потока

Температуре 10000-6000 К приблизительно соответствуют излучения с длинами волн от 380 до 470 нм, имеющие фиолетовый и синий цвета; 4000-6000 К - от 480 до 500 нм - сине-зеленый; 3000-4000 К - от 510 до 560 нм - зеленый; 2000-3000 К - от 570 до 590 нм - желто-оранжевый; 1200-2000 К - от 600 до 760 нм - красный. (Промежуточные значения соответствуют различным оттенкам цвета). Естественный свет - усредненный свет солнца и неба - имеет доминирующий спектральный состав с цветовой температурой 5500 К в диапазоне 4500-18000 К, обычные искусственные источники света излучают от 1200 до 3500 К.

Характеристики света
Первая и самая главная характеристика света - это направление. Категория эта привязана к расположению объекта съемки относительно источника света. Свет может падать на объект сверху, снизу, горизонтально или занимать любые промежуточные положения - это высота источника. Может светить фронтально (спереди), по диагонали, сбоку, сзади - это ориентация в горизонтальной плоскости. Самый проигрышный свет, он же наиболее часто используемый - фронтальный горизонтальный. Он освещает все участки объекта съемки равномерно, делая изображение плоским. Такой свет несет минимум информации. В естественных условиях такое освещение встречается редко, а в искусственных - регулярно. Самый простой пример - съемка со встроенной вспышкой*.
*Как это не парадоксально, но со вспышкой полезно снимать при большом количестве света. Вспышка выступит как дополнительный источник света, который смягчит тени, проработает рисунок в тенях.
Плох и контровый свет, который направлен фотографу в лицо. При таком освещении будет виден только контур объекта. Для качественного снимка нужно, чтобы свет падал на объект съемки под каким-то углом. Это создаст рельеф и объем. Правило: чем больше угол падения, тем ярче выражен рельеф.

Вторая характеристика света - его интенсивность . Мы отчасти поговорили о ней во введении. Надо помнить, что свет для фотоаппарата ослабевает гораздо быстрее, чем для человеческого глаза. Простой пример. Берем настольную лампу, светим на стену с расстояния полтора метра. Стена освещена. Отнесем лампу еще на полтора метра. Стена стала освещена хуже. Визуально совсем чуть-чуть, для фотоаппарата - значительно.
Здесь действует так называемое правило квадратов: при увеличении расстояния от объекта съемки вдвое - интенсивность освещенности уменьшается в четыре раза.
Оговоримся, правило действует иначе для направленного светового потока, например, лазерного луча или софита с хорошим фокусирующим отражателем.
Третья характеристика - мягкость/жесткость света - тесно связана с первой, но для нас имеет самостоятельное значение. Жесткий световой поток исходит от одного источника - в идеале от точечного. Безупречно жесткий солнечный свет, например на Луне, из-за отсутствия атмосферы он практически не рассеивается. На лунной фотографии не может быть никаких полутонов. Там все - либо абсолютно белое, либо абсолютно черное.
На Земле все иначе. Здесь есть атмосфера, которая рассеивает свет, есть объекты, которые отражают свет и меняют его направление. Направленность и, соответственно, жесткость света может меняться в широком диапазоне. Жесткий свет будет при околополуденном солнце и безоблачном небе. На снимке получатся сильно освещенные участки и резкие тени. Мягкий свет - рассеянный, более равномерный можно наблюдать в облачную погоду. Начинает светиться вся небесная сфера. Фактически освещенное солнцем облачное небо - это огромный природный софтбокс. В условиях, когда используется искусственный источник направленного света, получается жесткий светотеневой рисунок. Частичное отражение светового потока от темных стен, пола и потолка не оказывает заметного влияния. Совсем другая «световая картина» будет в светлом помещении - многократные отражения добавят много мягкого рассеяного света. Рассеивать направленный жесткий свет может также молочное стекло, любая занавеска.
Теперь разберем все это на практике. Для того чтобы показать, как свет создает объем изображения или отнимает его за счет игры светотени, мы прошлись со световым источником вокруг нашей модели.

СЕРИЯ 1. Жесткий верхний свет.

Для начала мы поместили источник направленного света сверху, приблизительно под углом 45 градусов к горизонту напротив модели, над фотографом.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Видно, что на лице практически нет теней, оно лишено рельефа и объема. Еще более наглядно это будет видно, когда мы опустим свет параллельно оси съемки.
Фотография 2. Сместились левее. Получили передний безымянный свет. Появился некоторый светотеневой рисунок: образовалась тень от носа, от ресниц. Создается некий рельеф. Однако левая часть лица по-прежнему весьма плоская. От этого лицо кажется непропорциональным.
Фотография 3. Перемещаем источник дальше по часовой стрелке до угла падения 45 градусов - диагональный свет. Тени стало еще больше, справа усилилось ощущение рельефности. Лицо перестало восприниматься асимметричным. Из всей серии этот вариант, пожалуй, наиболее интересный.
Фотография 4. Передний скользящий. Появился рисунок на левой части лица: носогубная впадина, отчетливая линия подбородка. Но правая половина лица ушла в тень.

Фотография 5. Боковой свет. Подбородок пропал. Пол-лица освещено, второй половины практически нет.
Фотография 6. Задний скользящий. Высвечена лишь часть щеки, торчащий нос. Глаза полностью пропали.
Фотография 7. Задний диагональный. Лицо практически не освещается. Чуть-чуть лоб и часть щеки. Но появляется новое качество - свет начинает обрисовывать волосы и фигуру.
Фотография 8. Задний безымянный. Лицо не освещено совсем. Световой поток освещает волосы и фигуру и «отрывает» модель от фона.
Фотография 9. Контровый. Свет находится строго сзади и сверху модели. Чаще всего такой свет используется, чтобы отделить модель от фона.
Освещение на снимках с 10 по 16 в основном расположено симметрично, с той лишь разницей, что у модели немного вправо развернуты плечи и шея. Разницу можете оценить самостоятельно.

СЕРИЯ 2. Жесткий горизонтальный свет.
Теперь мы опускаем источник света до уровня головы модели, свет идет параллельно линии съемки. Пойдем снова вокруг модели по часовой стрелке.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Ни теней, ни рельефа. Абсолютно плоское лицо, на котором нарисованы нос, рот и глаза.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Появилась небольшая тень на щеке, отчетливо обозначился рельеф носа и губ справа внизу. Все остальное плоское.
Фотография 3. Диагональный свет. В отличие от такого же направления при верхнем освещении правая половина лица сильно затенена. При смягчении света или дополнительной подсветке может получиться интересный образ.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица практически в тени.
Фотография 5. Боковой свет. На освещенной части появляется рельеф. Начинает прорабатываться подбородок, носогубная складка, глаз.

Фотография 6. Задний скользящий. Яркий блик на щеке, на носу, но глаза практически в тени. Начинают светиться волосы, плечи.
Фотография 7. Задний диагональный. Свет практически не захватывает лицо, только край носа, край губы, очерчивает скулу.
Фотография 8. Задний безымянный. Практически на лицо не светит. Появляется неприятный блик на щеке, изменяется геометрия лица. Единственное достоинство - подсвеченные волосы. Снимок 9. Контровый свет - контражур. Находится строго за спиной. В отличие от верхнего контрового, горизонтальный полностью обрисовывает силуэт. Верхний заливал крупными световыми мазками волосы и плечи.

СЕРИЯ 3. Нижний жесткий фронтальный.

Источник света располагается ниже плоскости съемки. Прямо скажем, весьма экзотический способ освещения фотомодели, прежде всего в силу противоестественности. В природе такой свет практически не встречается, но именно благодаря этому с таким светом можно иногда получать очень выразительные, эмоциональные фотопортреты.
Фотография 1. Фронтальное освещение. В отличие от аналогичного снимка, в первых двух сериях ровно освещен и практически теряется подбородок. Появляется легкая тень на верхних веках и неприятная затененность на носу.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Тень от носа буквально «втыкается» в глаз и сильно искажает лицо. Затемняется верхняя губа, и появляется тень от щеки под глазом.
Фотография 3. Диагональный свет. Очень грубая тень от губы и носа накрывает половину лица. Возле губ образовалось неприятное световое пятно. При этом обозначилась линия подбородка в затененной части.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица ушло в тень. Легкая проработка подбородка. Появляется грубая тень над освещенным глазом, и лоб становится выпуклым.
Фотография 5. Боковой свет. Жесткие линии, четкий рельеф щеки, подбородка и носа.
Интересно ложится тень от ресниц, которая может стать любопытной художественной деталью.
Фотография 6. Задний скользящий. Свет уходит, выхватывает только некоторые детали. Причем в отличие от двух предыдущих серий этот свет не создает абрис фигуры.
Фотография 7. Задний диагональный. Видна только часть щеки. Начинают едва-едва светиться волосы.
Фотография 8. Задний безымянный. Слегка подсвечены волосы, остальная фигура смотрится сплошным черным силуэтом.
Фотография 9. Контровый. Из-за низкого расположения световой поток прорабатывает только кончики волос.
На снимках с 10 по 16 мы несколько увеличили расстояние от светового источника до модели. Световая картина стала несколько мягче, но существенных изменений это не дало.

СЕРИЯ 4. Мягкий свет в трех уровнях.

В этой серии при аналогичном перемещении источника света вокруг модели мы использовали софтбокс. Видно, что принципиально светотеневой рисунок по сравнению с предыдущими тремя сериями не меняется. Однако, за счет большой, излучающей световой поток площади, границы теней сильно смягчены.

Мы благодарим фотомодель Наталью Гиссек за терпение и доброжелательность.

СЕРИЯ 5. Схема выставления света
Задача фотографа при использовании искусственного света, как ни странно - имитировать естественное освещение. Как правило, для этого используется сразу несколько источников света.
Основной свет - рисующий. Это световой поток, направленный на сюжетно важную часть. Он создает собственно рельеф изображения. Традиционно таким светом является свет, направленный сверху и сбоку. Еще до появления фотографии художники использовали в качестве основного источника свет, падающий из окна.
Это довольно жесткий свет. Он прорисовал черты лица за счет контрастных теней. При этом объем у всего снимка отсутствует.

Второй по важности - моделирующий свет. Используется для подсветки и смягчения теней. Это может быть и светильник, и любой отражатель: лист белой бумаги, зеркало, светлая стена, натянутая простыня. Он ставится, как правило, со стороны, противоположной источнику рисующего света, ближе к фотографу. Такой свет может быть и направленным, и рассеянным, в зависимости от задачи фотографа. К примеру, если не нужно трогать ничего в пластике лица, а необходимо убрать лишь тень под подбородком, можно пустить туда направленный световой луч. В любом случае, моделирующий свет всегда должен быть на несколько ступеней слабее рисующего, чтобы не создавать теней.

Третий тип света - заполняющий. Это общее равномерное освещение. По интенсивности такой свет должен быть слабее, чем рисующий, как правило, на две-три ступени. Правило: чем ярче заполняющий свет, тем слабее рисунок, тем меньше световой контраст, тем более плоское изображение. Устанавливать источник заполняющего света желательно сверху, за спиной фотографа. Лучше всего, если световой поток будет рассеянным. Задача фотографа - найти такой баланс между рисующим и заполняющим светом, чтобы показать объект наиболее объемно. Стоит добавить, что роль заполняющего частично может сыграть и моделирующий рассеянный свет.
Контровой (или контурный). Таким светом выявляется форма всего объекта или какой-либо его части. Источник контрового света располагается позади объекта на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта.
Фоновый свет. Освещает фон, на котором изображается объект. Он решает две задачи - создает дополнительную пространственную глубину и освещает фон, подчеркивает его цвет, фактуру. Его интенсивность меньше, чем освещенность, даваемая общим и рисующим светом. Может быть равномерным и неравномерным. Фоновый свет лучше выставлять так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные - на светлом.
Рисующий свет + моделирующий - самая простая и эффективная схема расстановки света. Фотографу остается только правильно сориентировать модель в рисующем свете, чтобы найти наиболее удачный рельеф, и правильно поместить отражатель, чтобы этот рельеф наиболее удачным образом смягчить.
Мы воспользовались небольшим отражателем. Рисунок смягчился по сравнению с одним рисующим источником, но недостаточно. Внизу по-прежнему глубокие тени.
Мы пока рассматривали фото только с теми источниками света, которые расположены перед моделью. Чтобы выявить форму модели или какой-либо ее части, используется контровой (или контурный) задний скользящий свет. Для этого нужно установить источник, который будет светить на модель сзади. Можно направить на модель сразу два световых потока. Один чуть интенсивней, другой слабее. Объект съемки оторвется от фона, и у него появится дополнительный объем.

Фотография 5. Рисующий + заполняющий + моделирующий. Моделирующий свет вывел из тени подбородок, сделал весь рисунок лица мягким. Изображение стало пластичным, у лица появился объем. Но ощущение, что вся фигура приклеена к фону.

Фотография 6. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый. Модель отделилась от фона, волосы засветились. У фигуры появилось больше объема.

Фотография 7. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый + фоновый. Фоновый свет чуть усилил контровый и незначительно дополнил заполняющий. Кроме того, мы осветили фон таким образом, чтобы более светлая сторона модели оказалась на притененном, а темная - на светлом участках фона. Это подчеркнуло объемность модели и усилило ощущение многоплановости. Темный фон придал глубину снимку, а светлый - легкость и воздушность.

Мы благодарим фотомодель Надежду Горбунову за терпение и доброжелательность.

_______________________

В новой серии рубрики "Снимай как профессионал" мы детально рассмотрели такую сторону фотографического искусства, как освещение и рассказали, как получить более сбалансированные и красивые снимки. Вы узнаете о характере и структуре света и о том, как качество освещения влияет на качество фотографий.

В фотографии свет является чем-то большим, чем просто физическим явлением - это ключ ко всему: к внешнему виду, настроению, атмосфере. От направления потока света будет зависеть восприятие предметов в кадре, их форма и текстура. А цвет и жесткость света способны полностью изменить фотографию.

Свет - одна из самых важных составляющих фотографии, в этом уроке мы разберемся, как простые приемы и техники могут гарантированно улучшить качество ваших фотографий.

Также вы узнаете, как изменять характер и контрастность освещения с использованием рассеивателей и рефлекторов. Вы поймете, что нет ничего сложного в освоении техник освещения.

Понимание характера света

Существует три основных характеристики света, от которых зависит вид фотографии: направление света, его цвет и то, насколько он жесткий или мягкий.

Распознать жесткий свет проще по теням, чем по светлым областям. Резкий, прямой свет дает хорошо очерченные и глубокие тени, в то время как границы теней от более рассеянного света кажутся мягкими и не такими четкими.

Положение теневых участков говорит о том, где находится источник света. Тени, как нам известно, лежат по противоположную сторону от предмета относительно потока света.

Положение источников света

Немаловажную роль играет размер источника света, от него зависит насколько свет мягкий или наоборот жесткий. Маленький источник создает жесткий и направленный свет, в то время как от большого источника свет исходит мягкий.

Но жесткость света зависит не только от размера источника, но еще и от расстояния от него до объекта съемки. Прекрасным примером служит Солнце. Само по себе Солнце имеет огромный размер, но оно находится настолько далеко от нас, что относительно объекта съемки превращается в крошечный источник света.

Направление светового потока и тени, им создаваемые, будут влиять на текстуру и форму объекта съемки. Свет, направленный со стороны камеры или из-за нее, создаст плоское освещение и образует тени непосредственно за объектом съемки. Такой тип освещения подойдет, если вы преследуете цель захватить на фотографии мелкие детали, но тогда вы не сможете в полной мере отобразить текстуру и форму предмета.

Куда более интересные результаты вы получите, расположив источник света по одну сторону от объекта съемки. Такое освещение называется боковым. С его помощью образуются тени на противоположной к источнику света стороне объекта, тени прорисовывают контур и делают более явной текстуру.

Фотографируя в полдень на открытом воздухе, вы столкнетесь с освещением, направленным сверху вниз (так как Солнце в это время достигает своего наивысшей точки). При таком направлении света зачастую получаются не самые лучшие результаты, особенно это касается портретной фотографии: глаза модели окажутся в тени, также тени лягут под носом и подбородком.

Как влияет баланс белого на освещение

Наряду с направлением света и его жесткостью на вид фотографий и их настроение влияет окраска света, исходящего от источника. Это изменение света известно, как цветовая температура. Ваша камера обладает настройками баланса белого для её коррекции.

Цветовая температура света измеряется по шкале Кельвина. Чем ниже цветовая температура, тем больше красного будет в окраске света, а при более высокой температуре преобладает синий цвет.

Настройки баланса белого необходимы, чтобы прийти к наиболее натуральным цветам. Однако, заведомо выставляя неправильный баланс, вы можете сделать фотографию теплее или холоднее.

Как взять свет под контроль

Имея в арсенале основную технику, вы можете начать экспериментировать с различными установками света. Устанавливайте источник света в различных позициях относительно объекта съемки и следите за тем, как та или иная позиция отражается на образе и восприятии объекта. Чтобы избежать смазывания вследствие тряски, фотографируйте на коротких выдержках, для этого вам придется установить большое значение ISO около 800-1600.

Передний свет

Установив источник света непосредственно за камерой, и направив его на объект съемки, вы получите плоский свет. Точно такой же эффект вы получите при съемке в условиях солнечного света, встав спиной к солнцу, или же используя встроенную вспышку.

Боковой свет

Сместив источник света относительно объекта в сторону, вы получите куда более интересные результаты, так как такой свет сделает более явными очертания и текстуру.

Задний свет

Установка источника за предметом съемки даст совершенно иной результат. Такой свет подсветит объект со всех сторон, тем самым создав контур. Такой тип освещения помогает создать атмосферные снимки.

Несколько простых способов улучшить освещение для ваших фотографий

В этом разделе мы рассмотрим несколько простых и доступных способов, которые помогут вам улучшить свет на ваших фотографиях.

Конечно, контролировать свет при съемке пейзажей невозможно, но если мы снимаем портреты, предметы или крупные планы на фоне пейзажа, то почему бы и не внести свою лепту в формирование света.

Существует множество различных способов, при помощи которых вы можете контролировать освещение, а особенно в условиях направленного, жесткого света.

Как мы объясняли ранее, чтобы получить мягкий, рассеянный свет, необходимо использовать источник света с поверхностью в разы больше поверхности предмета съемки. Если переместить источник света ближе к снимаемому объекту, то свет будет мягче, но зачастую осуществить подобное перемещение сложно или вовсе невозможно.

Без использования рассеивателя

Если вы фотографируете небольшой объект при солнечном свете, то воспользуйтесь рассеивателем; его необходимо установить на пути светового потока. Он рассеит свет, сделав тени более мягкими.

Не обязательно пользоваться дорогостоящим оборудованием, этого эффекта можно достичь, воспользовавшись подручными средствами: например, двумя склеенными листами бумаги или же куском белой ткани.

С использованием рассеивателя

Используйте рефлектор, чтобы заполнить тени.

Без использования рефлектора

Также смягчить контраст в условиях яркого солнечного света поможет использование рефлектора или отражателя. Свет, попадая на поверхность рефлектора, отражается и подсвечивает теневые участки.

В отличие от рассеивателя, рефлектор не смягчает свет, а лишь сглаживает контраст между светлыми и теневыми зонами.

Расположите диск отражателя против источника света и затем подберите правильный угол, чтобы наиболее выгодно подсветить объект.

С использованием рефлектора

Сегодня можно найти множество бюджетных рефлекторов самых разных размеров, также различаются они цветом покрытия и материалом. Например, белые матовые отражатели дают мягкий свет, а глянцевые поверхности, обладающие большей отражающей способностью, соответственно производят более резкий свет. Золотой рефлектор сделает тени более теплыми.

Используйте вспышку

Альтернативным методом подсветки теневых зон в условиях направленного солнечного света является использование вспышки.

Для объектов, находящихся вблизи камеры, для этой цели прекрасно подойдет и встроенная вспышка. Но если объект находится на расстоянии больше двух метров, то в таком случае необходимо использовать более мощный осветительный прибор.

Простой способ избавиться от глубоких теней

Включите TTL режим управления фотовспышкой

Встроенная функция TTL поможет вам в создании заполняющего света. Если вы пользуетесь внешней вспышкой, то убедитесь, что она работает в режиме TTL.

Проверьте экспозицию

Сделайте пробный снимок, чтобы убедиться в том, что мощности вспышки хватает для того, чтобы осветить предмет съемки. Если объект по-прежнему плохо освещен, подойдите ближе.

Уменьшите мощность вспышки

Если объект съемки получается слишком ярким относительно фона, тогда вы можете воспользоваться функцией компенсации мощности вспышки для более естественного результата. Установите отрицательное значение, например, -1.

Как максимально использовать естественное освещение

В этом подразделе мы поговорим о естественном освещении и о том, как максимально его использовать.

Во время съемки пейзажей или зданий не представляется возможным как-либо контролировать свет, здесь все целиком и полностью зависит от матушки-природы.

Так или иначе, вы можете выбирать направление света, меняя ракурс съемки. Также в зависимости от времени суток и погодных условий вы можете получить совершенно разные результаты.

Классикой жанра для съемки сценических образов является так называемый золотой час. Так называют небольшой отрезок времени сразу после рассвета и перед закатом. В этот час Солнце находится низко, и свет получается боковым.

Обратите внимание, что чем ниже садится Солнце, тем ниже становится цветовая температура и тем теплее получаются фотографии.

Фотографируем против света

Одним из наиболее ярких и впечатляющих эффектов, которые можно создать, играя со светом, является контровая подсветка. Фотографии при таком освещении приобретают особенный вид.

Располагая источник света позади объекта съемки, вы можете пойти двумя путями: установить экспозицию, беря за основу задний план фотографии, в таком случае на снимке вы получите недоэкспонированный объект съемки в виде силуэта. Второй вариант - проэкспонировать снимаемый объект, тогда вы получите засвеченный фон, который создаст эффект фотографии в высоком ключе.

Снимая при контровом свете, старайтесь не смотреть через видоискатель непосредственно на Солнце. Для компоновки кадра пользуйтесь режимом Live View.

Конечно, каждому из вас удавалось увидеть собственными глазами живописный закат, но часто ли при этом с вами оказывался фотоаппарат? Если вы можете ответить “часто”, считайте, что вы везунчик.

Залогом успешной фотографии в условиях естественного освещения является предварительное планирование, ознакомление с прогнозом погоды и знание особенностей света, которые зависят от положения Солнца на небе.

Предсказываем поведение естественного света

Конечно, старомодные способы никто не отменял, вы, при желании, можете пользоваться солнечным компасом и картами. Но существует множество специальных приложений для гаджетов, которые справляются с этой задачей и экономят ваше время, например, Photographer’s Ephemeris или Sunseeker.

Подобные приложения позволят вам отслеживать положение Солнца в любое время и в любом месте. Но не забывайте и об изменчивых погодных условиях, заранее узнавайте, будет ли в день съемки облачно или солнечно.

Сравниваем левую и правую фотографии: Выбирайте сами, при каком свете фотографировать. На первом снимке свет контровой, на втором источник света расположен за фотографом.

Верхний снимок был сделан сразу после рассвета, свет здесь боковой, а цвета теплые. Нижняя фотография была сделана 30 минутами позднее. Обратите внимание, как изменилась цветовая температура: снимок значительно холоднее предыдущего.

Фотографируем при контровом направленном свете

Для снимков, сделанных в условиях контрового света, жизненно важна правильная экспозиция.

Избегайте бликов

Избавиться от бликов поможет бленда, накручиваемая на объектив фотоаппарата. Если и бленда не помогает, то защитить объектив от потоков света можно, прикрыв его рукой или куском бумаги.

Экспозиция для съемки силуэтов

Чтобы акцентировать внимание на заднем плане, а основной предмет в кадре изобразить в виде силуэта, воспользуйтесь функцией компенсации экспозиции. Как правило, даже значения -1 бывает вполне достаточно для создания эффекта силуэта.

Экспонируем объект съемки

Если вы хотите более детально отобразить предмет, находящийся на переднем плане фотографии, то вам придется увеличить экспозицию. Для этого опять же можно воспользоваться компенсацией экспозиции, но на этот раз приведите ее к значению +1. Если фотография получается слишком темной, то увеличьте значение до +2.

Фотография в условиях слабого освещения

В этом подразделе мы рассмотрим самые полезные настройки для фотографии в условиях слабого освещения.

Снимать при плохом уровне освещенности сложно, приходится сталкиваться со многими трудностями. Возьмем к примеру съемку в плохо освещенном здании или во время сумерек или ночью.

Получить правильную экспозицию, фотографируя в автоматическом режиме, трудно, да и, пожалуй, невозможно. Используйте ручной режим.

При таких условиях также возникают проблемы с фокусировкой и балансом белого, однако, результат оправдает все ваши усилия сполна.

Экспозиция при слабом освещении

При съемке в условиях недостаточной освещенности вы непременно столкнетесь с проблемами с экспозицией, а особенно если вы используете один из режимов с автоматическим замером экспозиции.

Переключившись в ручной режим, вы получите более предсказуемые результаты.

Если объект съемки по большей части содержит темные тона, то вероятнее всего в автоматическом режиме фотоаппарат переэкспонирует кадр. Особенно это будет заметно в теневых областях, которые будут отображены слишком детально.

Чтобы верно оценить экспозицию, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Если в левой части графика присутствует промежуток, то значит снимок переэкспонирован, а значит, вам необходимо либо уменьшить значение ISO, либо сделать короче выдержку или же прикрыть диафрагму.

Когда дело доходит до съемки в условиях плохой освещенности, у вас есть несколько вариантов развития событий. Это зависит от того, в каких целях вам необходимо использовать короткую выдержку: если вы хотите запечатлеть какой-либо быстрый процесс, то без короткой выдержки не обойтись, но если у вас есть возможность воспользоваться штативом, чтобы избежать тряски камеры, и сюжет фотографии позволяет воспользоваться длинной выдержкой, то почему бы и нет?

В зависимости от выдержки изменяйте и значение ISO. В условиях низкой освещенности и при коротких выдержках устанавливайте значение ISO не меньше 800. С длинными выдержками можно уменьшить ISO до 200, это обеспечит лучшее качество фотографии.

Фотографируем в сумерках и в абсолютной темноте

Сумерки

Мягкий и холодный свет, характерный для небольшого промежутка времени перед рассветом и сразу после заката создает великолепные условия для съемки.

Фотографировать стоит пока на небе еще остаются различимые цвета и детали, это значит, что вам не придется выставлять очень длинные выдержки.

Большая часть света в это время будет отражаться от неба, поэтому тона будут преобладать холодные, а сам свет будет мягким и рассеянным. Уровень освещенности во время сумерек низкий, это время прекрасно подходит для освоения техник с использованием длинных выдержек. Не забывайте о штативе и методах дистанционного спуска затвора.

Ночные пейзажи

Для освещения в темное время суток существует множество интересных и красивых методов, начиная от света, исходящего от фонарных столбов или оживленных дорог и заканчивая Лунным светом.

Смесь ярких огней ночного города и глубоких теней - что может быть лучше?

Подавляйте шум

Не забывайте во время съемки на длинных выдержках в темное время суток включать функцию подавления шума на вашей фотокамере. Как правило, эта функция работает при выдержках длиннее 5 секунд.

Как фотографировать с рук в условиях плохой освещенности

На фотографии ниже мы показали настройки для съемки с рук в условиях низкого уровня освещенности

Устанавливаем ISO

Установите большое значение ISO, не меньше 800, затем сделайте тестовый снимок с выдержкой, необходимой для корректной экспозиции. Если выдержка по-прежнему слишком долгая и фотографии получаются смазанными, то увеличьте ISO до 1600 или даже 3200 и уменьшите длину выдержки.

Сохраняйте фотокамеру неподвижной

Если ваша камера или объектив имеют функцию стабилизации изображения, то непременно ею воспользуйтесь, чтобы избежать смазываний из-за тряски фотоаппарата. Но не рассчитывайте, что размытия из-за движения предметов в кадре также будут уменьшены.

Фокусировка

Если вы прибегаете к автофокусу, то убедитесь, что вы выбрали центральную точку фокусировки. На большинстве фотокамер она дает наиболее точные результаты при условии плохого освещения.

Как справиться с трудными условиями освещения при помощи вспышки

В последнем разделе этого урока мы разберем некоторые техники, которые помогут вам контролировать освещение при помощи вспышки.

Фотография сделана с использованием встроенной вспышки

В отличие от других источников света, работая с которыми вы сразу можете видеть эффект от специального оборудования, например, рассеивателей и рефлекторов, со вспышкой дело обстоит сложнее. Вы не увидите результата, пока не сделаете снимок.

Не стоит бояться вспышки, особенно, если вы знаете, как на фотографию влияет направление естественного света.

Свет от любой вспышки будет несколько жестче, чем свет, исходящий, например,от лампы для чтения. По этой причине необходимо сделать хотя бы несколько тестовых снимков с вашим оборудованием. Но, тем не менее, основные законы направления света и его качественных изменений остаются такими же, вне зависимости от используемых источников света.

Фотография сделана с использованием внешней вспышки

Результаты, которые вы получите, если наведете вспышку прямо на предмет съемки, гарантированно оттолкнут вас от такого метода освещения. В этом случае вспышка выступает в качестве крошечного, точечного источника света, который образует резкий, жесткий и высококонтрастный свет.

Такой свет следует смягчить и сделать поверхность источника больше по сравнению со снимаемым объектом.

Сделайте свет от вспышки мягче

Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.

Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект.

Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.

Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.

Внешняя вспышка

Для большего контроля над освещением, конечно, лучше использовать внешнюю вспышку, а не встроенную.

Как пользоваться беспроводным триггером

Установите вспышку

Большинство ресиверов имеет специальное крепление для штатива, поэтому для удобства его можно прикрепить к обычному штативу. Если вам необходим мягкий свет, то следует также установить рассеиватель для вспышки или софтбокс.

Определите мощность вспышки

Переведите вспышку в ручной режим работы, а затем воспользуйтесь функцией контроля мощности вспышки, установив мощность, соответствующую расстоянию от объекта съемки до вспышки.

Проверьте экспозицию

Затем сделайте несколько пробных снимков, чтобы отрегулировать экспозицию. Если снимок получается засвеченным, то уменьшите отверстие диафрагмы и наоборот, увеличьте, если фотографии слишком темные.

Для любого фотографа очень важно научиться читать схемы освещения на снимках, которые принадлежат другим авторам. Некоторые удивятся: «а зачем это вообще нужно?». А нужно это для того, чтобы понять, как ставят свет другие мастера, чтобы поучиться у них, перенять их опыт, позаимствовать какие-то приемы работы со светом. Навык чтения световых схем поможет вам научиться управлять светом в своей работе, поднимет уровень ваших фотографий. Вы сможете «читать» освещение на снимках в рекламных журналах, на плакатах и пр. И вас больше не будет мучить мысль: « а как же все-таки он это сделал…».

Если фотограф не умеет читать свет на снимках, то его ощущения можно сравнить с тем ощущением, когда человек, например, знает какой-либо из иностранных языков, но людей, говорящих на нем, не понимает из-за того, что те говорят на одном из диалектов какого-то народа.

Если вы уже знакомы с главными принципами построения различных схем освещения, можете «видеть» на лице модели тот или иной источник света, то чтение всей схемы не составит для вас особой трудности. Нужно просто быть наблюдательным, внимательным, обращать внимание на некоторые мелочи. Чем сложнее будет световая схема снимка, который вы будете для себя разбирать, тем больше опыта в этом деле у вас появится, тем проще будет вам работать в дальнейшем. Навыки чтения света - это очень хорошая тренировка для вас.

Сегодня мы и хотим дать вам небольшой урок, несколько советов о том, как читать свет на фотографиях.

1. Обратите внимание на блики в глазах

Яркость, форма и размер этих бликов подскажут вам, какой источник света стоял непосредственно перед моделью, чтобы осветить ее спереди. Как близко находился этот источник, большим или маленьким он был. Обратите внимание и на зрачки глаз модели. Если зрачки широкие - значит, съемка велась в затемненной студии, или в плохо освещенной комнате. А, возможно, снимали на улице ночью. Световой импульс вспышки достаточно короток для того, чтобы зрачки глаз человека успели бы сузиться.

Вот видите, как все просто. Только лишь по глазам и зрачкам уже можно определить, где находился основной осветительный прибор и что это вообще за прибор был. Даже природу света можно без труда определить - импульсный это был источник или источник постоянного света.

2. Размытый фон

На фон тоже нужно посмотреть как можно внимательнее. По тому, в какой степени размыт фон, вы легко определите, при какой диафрагме был сделан снимок - на узкой или на широкой. На размытость фона, его резкость и четкость влияет расстояние между камерой и фокальной плоскостью. Это очень важная деталь.

3. Насколько темная на снимке тень

Если тень на лице модели чересчур темная - это признак отсутствия источника заполняющего света. Это означает, что во время съемки фотограф не пользовался рефлектором или другим источником для дополнительного освещения. Возможно, даже стены или какой-либо другой отражающей плоскости рядом не было. А если, плюс ко всему, изображение на снимке очень резкое и четкое, то можно сделать предположение о том, что диафрагма была достаточно открытой. Примерно на F/9. Подобного качества изображения можно добиться, фотографируя ночью на улице при диафрагме примерно около F/4. Но в этом случае необходим дополнительный свет.

4. Присутствует ли ободок от контрового света по контуру модели?

Давайте проанализируем, насколько широк этот ободок и насколько силен свет. Если этот ободок широкий и достаточно яркий (причем, даже на переэкспонированном снимке), то это верный признак того, что источник контрового света был явно несколько мощнее, чем источник основного рисующего света, который находился непосредственно перед моделью. При этом диафрагма объектива была открыта очень широко для этого источника. Чем этот световой ободок шире, тем ближе к боковой стороне модели и к фотокамере находился источник контрового света, который, как всегда, располагается позади фотографируемого человека.

5. По направлению и длине теней легко определить размещение осветительных приборов при съемке

Давайте начнем с анализа тени, которая располагается под носом модели и на ее подбородке. По ее размеру и направленности мы сразу поймем, где стоял источник рисующего света, как он был направлен и что это вообще за источник света, собственно, был. Если анализируемая нами тень достаточно короткая и находится непосредственно под носом, то это означает, что осветительный прибор располагался напротив лица нашей портретируемой, причем, немного выше уровня ее глаз.

А вот если на лице модели мы видим длинные тени, в которых в некоторых случаях даже глаза могут быть скрыты (такое освещение ещё называют «глазами енота»), это означает, что осветительный прибор, дающий рисующий свет, располагался намного выше уровня глаз портретируемого. Такой свет обычно бывает, если снимали в солнечный день или делал это дилетант, или просто человек, который фотографировал исключительно для семейного альбома.

Если тени на лице модели направлены будто бы вверх, то это означает, что источник рисующего света находился на уровне ниже глаз фотографируемого человека. Такой тип световой схемы нечасто применяется при съемке портретов, он искажает лицо портретируемого. Но во всех правилах есть исключения. В некоторых случаях в портретной съемке возможно такое освещение, но при условии какой-то особой, креативной идеи автора снимка.

Если на лице модели на фотографии мы видим мягкие и нежные тени, вплоть до того, что даже невозможно определить их направление, это говорит о том, что снимок был сделан в тени, или в пасмурную и облачную погоду. Такого эффекта также можно добиться, если при съемке применить отражатель или источник рассеянного света.

На снимке, который вы видите тут, тени на плечах и на подбородке модели очень мягкие и нежные. А вот довольно пересвеченный фон и блики в глазах девушки говорят нам о том, что фотографировали ее в яркий солнечный день. Об этом же говорят и мокрые волосы модели, и ее наряд.

В этой фотографии можно предположить два сценария съемки. Первый сценарий. Портретируемая располагалась в тени, она была залита мягким и рассеянным светом, который отражался от окружающих ее стен и других объектов. Второй сценарий - при съемке использовался большой диффузор, который фотограф разместил между моделью и источником света (в данном случае - солнцем). Но, тем не менее, на представленном снимке так же можно разглядеть ярко выраженные направленные тени.

Запомните простое правило. Чем ближе рассеиватель (диффузор) располагается к лицу модели, тем тени на лице получаются более мягкими. На этом снимке можно предположить, что диффузор находился очень-очень близко, практически, на самой границе кадра.

6. По фотографии можно узнать, какие световые насадки или модификаторы использовал фотограф при съемке

Это легко сделать, анализируя мягкость и размеры теней, основные блики на лице портретируемого, блики на его волосах, глазах и других частях тела. Например, на этом снимке отчетливо видно, что на верхнюю часть лица девушки свет был направлен небольшим по размеру отражателем. Давайте попробуем «прочитать» световую схему этой фотографии.

Тени на лице модели достаточно мягкие. Значит, свет при съемке был рассеянным. Тени, которые мы видим на заднем плане фотографии, говорят нам о том, что снимок был сделан летним вечером или просто в конце дня. Солнечный свет на фото выглядит не очень интенсивным, а свет, отраженный от других объектов, довольно-таки слаб. Стало быть, отражатель находился в непосредственной близости от лица модели. Белые блики, которые мы видим в глазах девушки, достаточно невелики. О чем это нам говорит? Учитывая, что мы уже поняли, что отражатель находился близко к ее лицу, это говорит о том, что отражатель был достаточно небольшой. Руки, ноги и вообще само тело натурщицы освещены достаточно слабо, совсем не так, как спина и лицо. Это тоже нам говорит о маленьком размере отражателя и слабой интенсивности солнечного света.

Обратите внимание, что все фотографии тут показаны до и после постобработки в графических редакторах. Это сделано для того, чтобы вы поняли, что в уже обработанных снимках освещение может быть немного сложнее для грамотного прочтения и расшифровки. Так что в этом деле несложно и обмануться.

7. Сложные методы освещения

Сложных и довольно интересных схем и методов освещения великое множество. В одной статье обо всех их рассказать, конечно же, нет никакой возможности. Даже книги для этого будет мало. Но все же парочку из них дайте здесь сегодня рассмотрим. Смешанный свет. Сочетание постоянного света и света от импульсного источника. Посмотрите на этот снимок. Анализируя его, можно легко увидеть, что в световой схеме присутствует контровой и боковой источники постоянного света, на которые одет цветной гелиевый светофильтр (красно-оранжевы). Причем оранжевый цвет очень мягкий. Он подчеркивает правую руку модели и ее шею, и плюс ко всему красиво отражается на отделке платья. Этот свет мягкий и совсем не интенсивный, не грубый, не кричащий. Это хорошо видно по бликам на отделке костюма модели.

При создании этой фотографии использовался очень большой по площади источник света. Мы отчетливо видим, как этот источник нежно освещает лицо, тело и платье модели по всей их площади. Наш вывод может легко подтвердить и наличие достаточно больших бликов в глазах девушки. Это говорит о том, что при съемке, скорее всего, применялся отражатель больших размеров, отражающий красно-оранжевый контровой свет. Плюс ко всему, отражатель, точно так же, как и источник контрового света, создает световой обод по контурам модели.

Пилотная лампа источника рисующего света сразу после вспышки всегда выключается, вот почему на снимке отсутствует ее влияние. Если вы фотографируете на длинной вдержке (на этом снимке выдержка была 1/6 секунды) и модель при съемке находилась в движении, то вспышка будет выключаться достаточно быстро. При этом передняя часть модели оказывается в полной темноте и остается как бы «замороженной». А вот те области кадра, и, естественно, фигуры нашей модели, которые освещены источниками постоянного света, дают в фотографии нечеткий световой эффект. Такую технику съемки можно использовать только в совершенно темной студии.

Фотографирование с фильтрами нейтральной плотности

Эти фильтры так же называют ND фильтрами. Когда вы будете такие фильтры покупать в магазине, нужно убедиться в том, что вы приобретаете фильтры именно того диаметра, который подходит к вашему объективу. Нейтральные светофильтры необходимы в том случае, когда хочется пошире открыть отверстие диафрагмы для того, чтобы картинка на снимке получилась мягкой, но на улице - яркий солнечный день. Или вы снимаете в студии с мощными осветительными приборами. Короче, в условиях, когда нет возможности снизить интенсивность освещения, а вам хочется уменьшить глубину резко изображаемого пространства.

Если все то, что находится за спиной модели, размыто, а сама модель кажется освещенной мягким и нежным светом, неестественно мягким для студийного освещения или света яркого солнышка, то можно с уверенностью сказать, что фотограф использовал нейтральный серый фильтр.

На фотографии, которую вы видите ниже, автор использовал четыре источника света. Во-первых, это фоновый источник света. Причем, с хорошим градиентом. Портретная тарелка установлена непосредственно перед моделью и слегка выше уровня ее глаз. Но не очень высоко. Об этом говорят блики в глазах девушки. Если поднять тарелку немного выше, блики пропадут. Третий источник света используется для создания ободка. И последний источник - большой отражатель справа, служащий для заполнения теней, которые образуются на лице и передней части шеи модели.

8. Не бойтесь быть смелее и проводить свои собственные анализы чужих фотографий!

Не стесняйтесь анализировать увиденные в журналах фотографии. Кто вам может это запретить? Смелее проводите собственные исследования света, световых схем, применяемых насадок на источники света, и всего того, что со светом связано. Сейчас издается масса литературы по фотографии, много информации публикуется в Интернете. Сегодня мы дали вам лишь направление для самообразования. Изучайте схемы освещения! И если вам ещё незнакомы такие понятия, как «контровой свет», «рисующий свет» и другие, о которых мы тут сегодня говорили, вы не знаете, как называются те или иные осветительные приборы или насадки на них - Интернет и литература к вашим услугам! Смело и активно пользуйтесь этими источниками информации, восполняйте пробелы в своих знаниях. Ничего страшного в этом нет.

Чем чаще вы будете тренировать свое фотографическое зрение, тем легче вам будет понять, как сделан тот или иной снимок. А это заметно облегчит вам работу!

Освещение играет важную роль в фотоcъемке. Оно может оживить фотографию, добавив интересные эффекты, впечатляющие тени и силуэты, но при неправильном его использовании на снимке окажутся нежелательные блики и отражения.

Это руководство написано для ознакомления новичков с одним из важнейших аспектов в фотографии – освещением. Руководство состоит из 3 частей. В первой рассказывается о жестком и мягком свете, во второй речь идет об искусственном и естественном освещении, а в третьей – об интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: жесткий и мягкий свет

В этом разделе рассматривается фундаментальный вопрос о разнице между съемкой с жестким и мягким светом.

Жесткий свет создает четко определенные, темные тени и, как правило, происходит от одного источника, который, обычно, имеет небольшой размер или находится очень далеко. В то же время мягкий свет создает мягкие тени, или не создает их вообще. Такой свет имеет несколько источников, рассеивается или отражается от различных поверхностей, падая на объект съемки под разными углами. В условиях естественного освещения жесткий свет можно наблюдать в безоблачный день, когда солнце находится высоко над горизонтом. Начинающим фотопортретистам следует избегать съемки сцен с таким освещением. А вот облачность, туман, или даже промышленное загрязнение воздуха создают мягкое освещение, поскольку солнечный свет частично отражается и рассеивается на своем пути.

Необходимо запомнить, что размер источника света обратно пропорционален его жесткости. Так, чем меньше источник света, тем жестче продуцируемое им освещение.

Мягкий свет можно также создавать самостоятельно, используя рассеиватели и отражатели:
- Рассеиватели . Облака являются примером природного рассеивателя. Для искусственного рассеивания света подойдет любой полупрозрачный материал. Так, могут использоваться специальные шторки на вспышках или даже обычная белая ткань между источником света и объектом съемки. Главное – правильно подобрать степень прозрачности материала и силу светового импульса (если съемка ведется с использованием искусственных источников света).
- Отражатели . Отражение света, по сути, создает еще один его источник. Фотограф может управлять его направлением и углом падения на объект съемки. Помимо профессиональных отражателей для этих целей можно использовать обычные листы бумаги. Отражать можно как естественный, так и искусственный свет.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки. Жесткий свет может быть использован для создания изображений с высокой контрастностью для того, чтобы подчеркнуть формы и текстуры. Также он хорош для повышения 3D эффекта, добавления изображению объема и драматических эффектов. Тем не менее с жестким светом достаточно трудно работать и он, как правило, считается непригодными для многих (если не большинства) ситуаций, в особенности съемки людей.
Мягкий свет, напротив, создает ровное освещение, которое лучше отображает цвета и формы предметов. Естественно, выбор типа света зависит от жанра съемки, субъекта и желаемого эффекта, но мягкий свет, как правило, предпочтительней и это, безусловно, самый оптимальный и безопасный вариант для начинающих.

Часть 2: искусственный и естественный свет

Очевидно, что к естественному освещению относится прямой солнечный свет или обычное дневное освещение, например, в помещении. А в роли источников искусственного света могут выступать всевозможные люминесцентные лампы в различных бытовых или промышленных приборах.

Естественный свет

Естественный свет менее контролируемый и значительно варьируется в зависимости от целого ряда условий, таких как время суток, погода и географическое положение. Он не требует использования какого-либо дополнительного оборудования, хотя, конечно, можно применить все те же рассеиватели и отражатели. Вопрос выбора между использованием естественного или искусственного света, очевидно, более актуален для портретной или предметной фотографии. В случае с пейзажной или съемкой дикой природы выбор фотографа, как правило, ограничивается естественным освещением.

Среди факторов, влияющих на характер естественного света, стоит отметить следующие:
- Погода . Как уже говорилось ранее, облачная погода во многих случаях считается фотографами более предпочтительной, поскольку пасмурное небо создает мягкий свет. Но облачность далеко не всегда является идеально равномерной, а ее плотность тоже бывает разной. Это стоит учитывать, поскольку от этого зависит интенсивность света. А такие природные феномены, как ураганы, штормы или даже обычный туман тоже стоит попробовать использовать с пользой для снимка: черное небо придаст ему драматичности, а рассеянный в тумане свет придаст пейзажу чувство глубины и улучшит перспективу.

- Время суток . Обычно более мягкие условия освещения можно получить рано утром или поздно вечером. Кроме того, в это время свет теплее. Восход и закат солнца часто считаются идеальным временем съемки пейзажей и портретов. Но в течение этого времени суток условия освещения меняются очень быстро как в плане интенсивности, так и в плане цвета. С одной стороны, это позволяет за короткий промежуток времени получить серию разнообразных снимков, но с другой – существует риск упустить поистине идеальный момент. Во время восхода и заката солнца тени меняют свою интенсивность и форму. Так, на закате тени удлиняются и становятся менее интенсивными, утром же все наоборот.
- Географическое положение . Существует закономерность, согласно которой чем дальше вы находитесь от экватора, тем дольше вы можете наблюдать восход и закат солнца. Таким образом, мягкие условия утреннего или вечернего освещения длятся гораздо дольше в таких областях и, наоборот, проходят гораздо быстрее в непосредственной близости к экватору.
- Загрязнение воздуха . Подобно водяному пару в тумане и облаках частицы индустриальных загрязнений воздуха рассеивают лучи света, делая его менее интенсивным и более мягким.

Искусственный свет

При работе с искусственным светом фотограф сталкивается с такими же проблемами, как и при съемке в условиях естественного освещения. Но в этом случае он имеет полный контроль над источниками света, их количеством, расположением, углом, яркостью и жесткостью. Кроме этого, разные источники искусственного света имеют разную цветовою температуру. Так, например, галогенные лампы холоднее и производят свет, который имеет голубой оттенок, в то время как вольфрамовые светятся с красноватым оттенком. Все эти нюансы необходимо учитывать и держать под контролем для получения желаемого результата.

Когда дело доходит до управления и манипулирования светом, есть множество вариантов, в зависимости от того, имеете вы дело с искусственным, естественным, мягким или жестким светом. Все это сводится к пониманию, как финальное изображение зависит от условий освещения, его подбора и управления им, а также регулировки настроек камеры (в частности, баланса белого) и дальнейшей обработки фотографии в графических редакторах.

Часть 3: интенсивность света и глубина резкости

В заключительном разделе поговорим о значимости интенсивности света и том, что новички должны знать об этом.

При съемке камере требуется определенное количество света, чтобы зафиксировать изображение на матрице. Количество фиксируемого на датчике света определяется тремя параметрами: ISO (чувствительностью матрицы), диафрагмой объектива и выдержкой (скоростью спуска затвора камеры).

Фотосъемка может вестись в различных условиях. Например, солнечный день для съемки пейзажа может показаться новичку идеальными условиями, однако, при таком освещении высокая интенсивность света способствует повышению контраста и ухудшению уровня детализации. В то же время пасмурная погода и рассеянный свет, как мы помним, помогут нивелировать эти недостатки, улучшая точность цветопередачи, разглаживая градиенты, смягчая тени и сохраняя текстуру предметов. Но интенсивность рассеянного света ниже и при съемке пейзажа в условиях недостаточной освещенности требуется длинная выдержка и/или более высокое значение ISO.

ISO

Выдержка

В момент фотосъемки открывается затвор, расположенный непосредственно перед матрицей, тем самым пропуская на нее необходимое количество света. Чем больше время спуска затвора, тем больше света будет зафиксировано матрицей. При съемке движущихся объектов, необходима высокая скорость работы затвора для того, чтобы «заморозить» объект в его движении. В то же время полезны ночью, когда камере требуется больше света, чтобы создать изображение. можно компенсировать светочувствительность, сохраняя ее в пределах допустимого уровня шумов. Для дополнительной стабилизации камеры в таких случаях пригодится штатив.

Диафрагма

Апертура – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры. Размер апертуры регулируется специальным устройством, называемым . Естественно, чем больше диаметр этого отверстия, тем больше света поступает на матрицу за определенный промежуток времени и наоборот. отображаются в виде значений F/. Так, небольшие значения (например, от F/1.0 до F/3.5) указывают на максимальные параметры диаметра относительного отверстия. При таком открытии диафрагмы на матрицу поступает наибольшее количество света. А значение F/22 говорит о закрытой апертуре и ограниченном световом потоке, проходящем через объектив. Диапазон настройки диафрагмы в разных объективах может отличаться.

Именно диафрагмой контролируется глубина резкости – расстояние между самой ближней и самой дальней точками, попадающими в плоскость фокуса. Чем больше диаметр отверстия, тем меньше глубина резкости.

Автоматический режим

В полностью автоматическом режиме, сочетание диафрагмы, выдержки и ISO выбирается самой камерой на основе ее восприятия наиболее подходящих настроек для конкретного момента съемки. Во многих случаях это дает приличные результаты, но опытные фотографы делают потрясающие снимки исключительно с использованием ручных настроек камеры. Тем не менее для новичков этот режим во многих случаях будет весьма полезным, оставляя возможность и время сконцентрироваться на других аспектах съемки.

Ручное управление камерой

В зависимости от текущих требований к съемке, можно использовать различные режимы управления камерой. Наиболее распространенными являются режимы съемки с приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы, и полностью ручной режим (для более опытных фотографов). В каждом из них значение ISO можно также устанавливать вручную, или же оставлять в автоматическом режиме.

В режиме приоритета диафрагмы фотограф предустанавливает значение апертуры, например, для контроля над глубиной резкости, а камера рассчитывает оптимальную длину выдержки. Как правило, это предпочтительный вариант для съемки пейзажей (с закрытой диафрагмой) и портретов (с открытой).

В режиме приоритета выдержки вручную устанавливается скорость затвора в то время, как остальные параметры подбирает автоматика камеры. К использованию этого режима прибегают, например, при съемке спортивных событий (важна короткая выдержка для того, чтобы запечатлеть спортсменов в движении) или в случае ночной фотосъемки (необходима сверхдлинная выдержка для максимального улавливания света).

В полностью ручном режиме опытный фотограф, понимающий влияние тех или иных параметров съемки и их взаимосвязь, получает абсолютный контроль над процессом съемки.

Ну а о том, какие бывают режимы съемки фотоаппарата, можно ознакомиться .